Аджайл для новичков

Могли вы бы подумать, что методология “Agile” – это целая философия, которая может значительно влиять на поведение компании и его сотрудников?

Аджайл — это образ мышления со своей системой ценностей. Он похож на философию, религию или культуру — такой же набор установок, в которые человек верит и которые влияют на его поведение.

Как же появилась методология Agile?

Раньше продукты делали сразу целиком. Для этого шли по цепочке: идея → техническое задание → дизайн → программирование → тестирование → релиз. Если на этапе дизайна появлялась новая идея, приходилось игнорировать её или переделывать все предыдущие этапы. Это было неудобно — продукты или получались хуже, чем могли бы, или выбивались из сроков и бюджетов.

Прогрессивные разработчики стали пробовать новые подходы к работе. Так появились Скрам, Канбан и ещё с десяток новых техник. Команды могли тестировать и изменять продукты в процессе работы — за это такие подходы назвали гибкими. Эксперименты оказались удачными: клиенты получали отличные продукты, разработчики укладывались в сроки и бюджеты, а размеры компаний не влияли на продуктивность команд. Чтобы найти формулу успешных продуктов, в 2001 году 17 практиков современных подходов собрались в маленькой горной деревушке Snowbird. Они обсудили свои способы разработки и сделали открытие: подходы у всех разные, но идеи совпадают. Эти идеи заложили в основу Аджайла, записали в Аджайл Манифесте и дополнили Принципами Аджайла.

В чём суть философии Аджайла?

И Аджайл Манифест и Принципы Аджайла написаны очень общими фразами, поэтому их трудно понять. Оцените сами: «люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов», «самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд» или «постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта».

Чтобы стало понятно, сравним, как отличаются составы команд, процесс работы и результат с аджайловым образом мышления и без него. Допустим, две условные пекарни хотят наладить производство и продажу новой выпечки:

Традиционая пекарня

Новым рецептом занимаются шеф и технолог. Мнение кондитеров и продавцов учитываться не будет: первым дадут готовые инструкции для работы, вторым — готовую продукцию.

Шеф и технолог будут отчитываться перед владельцем пекарни. А он — хвалить или ругать за неудачу.

Аджайловая пекарня

Для создания рецепта привлекут всех, кто будет работать с новой выпечкой: кондитеров, продавцов из розничных магазинов, специалистов отдела доставки и закупки продуктов, владельца пекарни, технолога и шефа. И обязательно — реальных покупателей.

В Команде нет начальников и иерархии. Решение принимают профессионалы, которые вместе отвечают за успех или неудачу.

Аджайл — это быть командами профессионалов, которым не нужны начальники. Процесс работы тоже отличается. Строгое распределение функций в традиционной пекарне и совместные эксперименты. Команды:

Традиционная пекарня

Владелец пишет письмо шефу о том, что надо выпустить новую выпечку, и больше не вмешивается в работу.

Шеф выбирает, какое пирожное будет выпускать пекарня, технолог разрабатывает рецепт и документацию.

Иногда шеф и технолог вместе экспериментируют над рецептом, но редко привлекают кондитеров с производства. Каждый работает только над своим куском работы.

Аджайловая пекарня

Владелец пекарни рассказывает, почему хочет новое пирожное и какая себестоимость будет выгодна. Продавцы уточняют, какую выпечку просят покупатели. Закупщики предлагают продукты, на которые сейчас низкие цены.

Поиск идеального рецепта основан на эксперименте. Команда придумывает рецепт, печёт пробную партию и получает отзывы на дегустации. И так несколько раз, пока не получится идеальный вариант.

Аджайл — это работа вместе с клиентом, эксперименты и готовность изменить план. Результаты пекарен будут кардинально различаться. Непредсказуемый у одних и гарантированно хороший у других:

Традиционная пекарня

Вся производственная цепочка сложится только к концу, поэтому проблемы могут возникнуть на любом этапе: с доставкой нужных продуктов, подготовкой теста, выпечкой и объёмом продаж.

Результат непредсказуем, на проверку гипотезы уходит много сил и ресурсов.

Аджайловая пекарня

Команда начала с самого простого рецепта и успела его несколько раз изменить, опираясь на отзывы.

Новым пирожным довольны покупатели и владелец пекарни. Процесс выпечки оптимизирован, все проблемы отлажены на этапе экспериментов.

Аджайл — это быстрый выпуск работающего Продукта, который нравится клиентам и заказчикам.

Чтобы выстроить работу в духе Аджайла, пекарня из нашего примера использовала в работе идеи Аджайл Манифеста:

  • “люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов,
  • работающий Продукт важнее исчерпывающей документации,
  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта,
  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану”.

Аджайловый образ мышления помогает компаниям становиться успешными. Но в вопросах идеологии любые крайности вредны — неверно думать, что Аджайл отрицает регламенты, документацию и планирование. Всё это есть, но оно играет гораздо меньшую роль, чем живое взаимодействие людей и гибкость в работе.

 

Источник: http://www.agilebasics.ru/chto-takoe-agile/



Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя *

Email *